Пакет дополнительных заданий для 5 класса 2021

27-28.09.2021

Работа в классе

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

  1. Выпишите из текста имена собственные.
  2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________.У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________.Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать, вытирая посуда ______________полотенце _______________.Коробочка ________________, — отвечает дитя, — вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

24.09.2021

Значение имени существительного

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? , что? :

  • дом
  • шкóла
  • кварти́ра
  • сосе́д
  • подру́га
  • компью́тер

Это значение выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости.

Имена существительные по своему значению делятся на собственные и нарицательные.

Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам (шесть падежных форм) и по числам (единственное число и множественное число).

Начальная форма имени существительного – именительный падеж (nominativ) единственного числа:

  • челове́к
  • студе́нт
  • кни́га
  • рука́
  • окно́
  • ме́сто

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением.

Собственные имена существительные

Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц и единичных предметов. К собственным именам существительным относятся:

  • фамилии (псевдонимы, прозвища):
    Петро́в , Толсто́й , Тимофе́ев
  • имена:
    Ю́рий , Илья́ , Оле́г
  • отчества:
    Алексе́евич , Петро́вич , Алекса́ндрович
  • географические названия:
    Москва́ , Во́лга , Байка́л
  • астрономические названия:
    Земля́ , Луна́ , Со́лнце

Нарицательные имена существительные

Нарицательные имена существительные – это общее название для всex однородных предметов, явлений, действий или состояний:

  • дом
  • крова́ть
  • газе́та
  • дождь
  • стул
  • компью́тер

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Имена существительные одушевлённые служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? :

  • оте́ц
  • брат
  • сестра́
  • студе́нтка
  • соба́ка
  • кот

Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? :

  • дом
  • ко́мната
  • письмо́
  • сад
  • бу́ква
  • уче́бник

Род имён существительных

Все имена существительные (не считая тex, которые всегда употребляются во множественном числе: но́жницы , брю́ки и т.д.) относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему.

  • существительные мужского рода:
    магази́н , трамва́й , по́езд , учи́тель , студе́нт , дождь
  • существительные женского рода:
    шко́ла , неде́ля , фотогра́фия , учи́тельница , студе́нтка , тетра́дь
  • существительные среднего рода:
    ме́сто , окно́ , письмо́ , зда́ние , пла́вание , иску́сство

В русском языке существует три рода существительных: женский, мужской и средний. В большинстве случаев род существительного можно определить по окончанию.

Существительные мужского рода оканчиваются:

  • на согласный:
    магази́н , журна́л , по́езд

Сло_ненок б_жал по большой п_ляне. Кругом м_лькали красивые п_тнистые бабочки. Слышалось жужжание пч_лы или м_хнатого шм_ля.(4) Среди з_лёной травы виднелись п_хучие _стровки цв_тов. Сл_ненок с_рвал несколько красивых цв_тков. Он зах_тел под_рить их с_стренке. Н_беса зат_нулись с_роватыми(3) тучками. Прибл_жалась гр_за. Нач_лся дождь. В_да т_кла с н_бес. Она поп_дала в гл_за и м_шала см_треть.

17.09.2021

В классе

«Бабье лето»

Часто в с…р…дине с…нтября после м…росящих дождей наступает к…р…ткая п…ра солнечных д…ньков. Затихает ветер. Лазурное небо снова становит…ся безоблачным и высоким. В яркие з…л…тые наряды …деты осен…ие дерев…я. У этих с…нтябрьских дней есть особое название: «бабье лето». В старину в это время д…ревенские ж…тели заканчивали п…левые работы. В погож…е тёплые дни осени женщины могли занимат…ся более лё…кими домашними делами или просто …тдохнуть на завалинке и погрет…ся на солнышке. Поэтому ясные дни начала осени наш… предки и стали называть бабьим летом.

Выписать из текста 5 существительных, определить их род и число.

13-14.09.2021

Дочитать рассказ «Первый день занятий» Э. Успенского до конца.

  1. Напишите синонимы к данным словам: знаменитый, появиться, молоденький, строгий, возражать.
  2. Придумайте и запишите 3 предложения с любыми из этих антонимов.
  3. Вставьте пропущенные буквы: ш…шка, лучш…й, параш…т, ц…рк, ж…вой уголок, сам…лет, к…смонавт.
  4. напишите однокоренные слова к словам охотничий, верный, служебный, сторожевой, ездовой, следопытный.

07.09.2021

Школа клоунов. Эдуард Успенский

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ

   Это случилось однажды.
   Это случилось однажды в шесть часов вечера.
   Это случилось однажды в шесть часов вечера в очень большом городе. В Москве.
   В одной газете было помещено объявление:

   Уважаемые товарищи люди!
   Если у вас есть знакомые клоуны из цирка или из жизни, передайте им, что на улице имени бабушки космонавта Антона Семенова открывается школа для клоунов. В ней клоунов будут учить чтению, письму и умению себя хорошо вести. Потом будет работа на телевидении или в лучших цирках страны. Ждем вас, дорогие клоуны.
   Ждем вас завтра.
   Приходите.

   Наутро у входа в школу выстроилась целая демонстрация клоунов. Были клоуны толстые и клоуны худые, клоуны белые и клоуны негритянские. Они шумели, кричали, прыгали и играли на разных музыкальных инструментах. На лейках, на скрипках, на арфах, на сковородках.
   На большой черной машине приехал очень важный гость — министр по обучению и развлечению.
   Тут из школы вышла строгая гражданка в очках и мужской зеленой шляпе. Она достала из портфеля доклад и прочла:
   — Дорогие клоуны, мы будем много работать.
   Тут часть демонстрации исчезла. Это были самые шумные клоуны.
   — Мы все станем делать зарядку!
   Еще часть демонстрации скрылась за углом. Это были толстые клоуны.
   — И будем как следует умываться!
   В этом месте сбежали негритянские клоуны. Они были вовсе не негритянские, а неумывайские.
   Клоунов осталось всего два. Юноша и девушка.
   Тогда на крыльцо вбежала совсем юная женщина — директор школы. Она сказала:
   — Что же вы делаете, Василиса Потаповна? Так вы всех учеников распугаете. Вы даже не сказали, что у нас есть живой уголок. Мы будем петь песни. Ходить в зоопарк. А так нам и школу открывать неудобно. Получается, что учителей больше, чем учеников.
   — Столько же, — возразила женщина в шляпе. Это была главная воспитательница школы. — Нас двое и их двое.
   — А дядя Шакир? Он же третий, — не согласилась директор школы.
   — Товарищ Шакир не учитель. Товарищ Шакир — дворник.
   — Значит, он может научить подметать. Значит, он тоже немного учитель. И получается, что нас больше…
   Слава богу, что тут подошел почтальон и принес телеграмму. Василиса Потаповна в зеленой шляпе прочла:

ВСТРЕЧАЙТЕ МЕНЯ. Я УЖЕ ВЫЛЕТЕЛ.
КЛОУН САНЯ ИЗ ТАЙГИ И ЕГО ВЕРНЫЙ ПОЛКАН.

   — Ничего не понимаю, — сказала она. — Почему он вылетел из тайги. И зачем? Раз он умеет писать телеграммы, ему нечего здесь делать.
   Тут вмешался обучательный мастер из машины:
   — Клоун Саня, наверное, охотник. Он живет в тайге. Полкан — его верная собака. Они вылетели к вам на самолете, чтобы учиться.
   — А как же он телеграмму написал, если он неграмотный? — продолжала спрашивать Василиса Потаповна.
   — Я думаю, он ее не писал, — объяснил министр, — он ее продиктовал по телефону. Прямо из тайги.
   Вдруг в небе появился самолет. От него отделились две точки, над которыми вспыхнули два парашюта. Это прилетели клоун Саня и верный Полкан.
   — Ура! — закричали все.

   Только Полкан оказался не верной собакой, а верной козой. Это была коза охотничья, служебная и сторожевая. Новой особой мичуринской породы. Она была еще ездовой и следопытной. Ее воспитал сам Саня в тайге при собачьем питомнике. Вы о ней еще узнаете.
   — Ну теперь все, — сказала директор. — Три ученика есть, можно открывать школу. Можно перерезать ленточку.
   Обычно это делает самый почетный гость. Таким гостем был министр по обучению и развлечению. И Василиса Потаповна подала ножницы ему.
   — Одну минуточку, — сказала девушка-директор. — Наша школа веселая, и открывать ее надо весело.
   Она сняла с головы косынку и завязала гостю глаза. И он пошел, щелкая ножницами. Вот министр поднялся по ступенькам. А у дверей стоял бородатый дворник товарищ Шакир.
   Чик!.. — щелкнули ножницы.
   И огромная борода дяди Шакира упала на пол. Стало видно много орденов на груди.
   Министр застеснялся, сел обратно в машину и уехал.
   Потом ножницы взяла Василиса Потаповна и отрезала у одного гражданина авоську с продуктами.
   Наконец клоун Наташа — самая молодая ученица — разрезала ленточку и Ирина Вадимовна пригласила всех в класс. Она сказала:
   — Я — Ирина Вадимовна. Я буду вас учить писать и читать. Вдобавок я — директор… Это, — тут она показала на зеленую шляпу, — Василиса Потаповна. Она — главный воспитатель. Будет вас учить хорошему поведению.
   Потом стали вставать клоуны.
   — Я — клоун Саня из тайги, — сказал клоун Саня из тайги. — Рядом со мной за партой сидит мой Полкан. Мы никогда не расстаемся. Полкан, голос!
   Полкан закричал:
   — Ме-е-е-е-е-е!
   — Надеюсь, вы спите не в одной кровати с Полканом? — спросила Ирина Вадимовна.
   — Нет. Он спит под кроватью.
   — Это прекрасно, что вы такие неразлучники. Но все-таки место Полкана во дворе или в живом уголке, а не за партой.

   Пришел дядя Шакир и привязал Полкана к колышку во дворе. Полкан был недоволен. И потом еще долго кричал в окошко.
   — Меня зовут Наташа, — сказала молоденькая Наташа. — Я хочу выступать по телевизору и сниматься в кино. Хочу стать самой знаменитой.
   — А меня зовут Шура, — сказал третий клоун. Он был очень рыжий. — Я немножко ненормальный. Я со сдвигом.
   Он сильно покраснел.
   — Интересно, интересно, — сказала Василиса Потаповна. — В чем же ваш сдвиг?
   — Если я о чем-то сильно подумаю, это сразу появляется. У меня такое свойство.
   Все задумались над таким свойством. А Ирина Вадимовна попросила:
   — Подумайте, пожалуйста, о мороженом. Чтобы оно было с кремом. В стаканчиках.
   Шура стал думать так сильно, что даже волосы у него на голове зашевелились. И уши тоже. Бац! И на столе перед ним появилась вазочка для мороженого. А в ней — две щетки. Одна зубная, другая сапожная. И два тюбика — черный и белый. С пастой для зубов и кремом для обуви.
   — Так я и знал! — воскликнул Шура. — Это все потому, что я сегодня зубы и ботинки не чистил.
   Наташа потрогала щетки. А клоун Саня взял Шуру под руку и отвел в сторону.
   — Я тут из тайги хотел кедровых шишек привезти десяток. Для подарков. Да позабыл в суматохе. Нельзя ли сделать так, чтобы у меня появилась хотя бы парочка? Зато самых здоровых.
   Шура сильно и глубоко задумался для товарища. Прямо глаза вытаращил. Хлоп! И на лбу у Сани выскочили две большие шишки! И что интересно — совсем не кедровые.
   — Ничего себе! — ахнул деловой Саня. — А я еще хотел фонарик попросить импортный. Сейчас бы я весь светился!
   — Кажется, все мы перезнакомились! — сказала Ирина Вадимовна.
   Но тут открылась дверь, и вошел еще один человек. Он был совершенно взрослый. Бритый, с галстуком и большим портфелем.
   — Я — товарищ Помидоров, — сказал он. — Прибыл на курсы повышения завхозов. Вот мои документы. Меня прислало руководство.
   — Ваше руководство ошиблось, — наставительно сказала главная воспитательница, — вам нужен соседний дом. Курсы повышения завхозов там. Это — школа для клоунов.
   — Руководство не может ошибаться! — возразил Помидоров.
   — Хорошо, оставайтесь, — разрешила директриса. — Садитесь на первую парту. Нам с вами будет интереснее. Начинаем первый урок.
   Но тут прозвенел звонок, и первый день занятий окончился.

06-07.09.2021

История с азбукой
(часть 1)

Сегодня был мой первый день учёбы в четвёртом классе.
После уроков я зашёл в первый класс.
И вдруг вижу: за последней партой сидит какая-то девочка. Странно, что сидела она одна. Все ушли домой, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.
— Девочка, — говорю я, — почему ты не идёшь домой?
Никакого внимания.
— Может быть, потеряла что-нибудь?
Что делать, не знаю. Она молчит, а уйти неудобно.
— Нет, — отвечает, — я домой не пойду. Меня брат ждёт. Вон он во дворе сидит.
Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— Ну и что же?
— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— Это невозможно! Может быть, ты тогда школу закончишь за один год? Буквы учат долго. Это непростое дело.
— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просит бабушку, чтобы она написала им письмо, а у неё нет времени. Я сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали…
Сейчас она должна была заплакать.
— Пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.

Серёжа не стал нас слушать. Он сполз со скамейки и, низко опустив голову, пошёл со школьного двора.
— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка.
Но он даже не оглянулся.
Тогда я догнал его.
— Слушай, — сказал я, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело.
— Я весь день письмо на память маме сочинял, — грустно проговорил Серёжа.
У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает.
Мне стало жаль его, и я крикнул ему вслед:
— Я сегодня приду к вам после обеда и всё напишу под твою диктовку!
— Вот так хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железным забором.
Я видел, как они вошли во двор. Я услышал громкий мальчишеский голос:
— Серёжа, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
Я видел, что Серёжа остановился, а его сестра вбежала в подъезд.
— Выучить азбуку очень трудно. Надо учиться целый год, — ответил Серёжа.
— Значит, вы не сможете написать письмо. Вы обманули! — крикнул мальчик.
— Нет, ко мне придёт мой друг из четвёртого класса и напишет моё письмо.
— А как его зовут?
Тут Серёжа задумался…
— Обманули, обманули! — кричал мальчишка.
Я не мог больше молчать. Это было не в моём характере. Я громко крикнул:
— Меня Юркой зовут! И я напишу это письмо!
У мальчишки от неожиданности открылся рот.
А Серёжа ничего не сказал.
А я пошёл домой, и настроение у меня было отличное. Даже петь хотелось!

2. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

2.1. Ответьте на вопросы в своём блоге:

  1. Почему четвероклассник решил подойти к девочке?
  2. Что девочка рассказала четверокласснику о своей семье?
  3. Почему она хотела выучить все буквы за один день?
  4. Какой момент в тексте вам показался самым грустным?

2.2. Перескажите текст (устно на уроке).

2.3. Соедините антонимы (слова с противоположным значением). Запишите пары слов в своём блоге.
Например: хорошо – плохо.

сложнонизко
близкотихо
высокотемно
многодалеко
громкогрустно
ранонеправильно
светлопросто
веселохолодно
теплопоздно
верномало

2.4. Придумайте 5 предложений со словами из упражнения 2.3. Запишите их в своём блоге.

2.4. Ответьте на вопросы в своём блоге:

  1. Что делал Серёжа целый день?
  2. Почему главный герой решил написать письмо под диктовку?
  3. Почему Юра возвращался домой в отличном настроении?
  4. Как бы вы поступили на месте Юры?

2.5. Соедините слова-предметы с их определениями. Запишите пары слов в своём блоге.

маленькаяизгородь
громкийнастроение
отличноемальчишки
целыйдевочка
железнаядвор
печальноегод
злыелицо
непростоеголос
четвёртыйдело
школьныйкласс

2.6 Вставьте пропущенные буквы.

  • д..ма — д..м
  • са.. — са..ы
  • моро.. — моро..ы
  • гла.. — гла..а
  • горо.. — горо..а
  • стул — стул..я
  • котёнок — к..тята
  • мармела.. — мармела..ный
  • шокола.. — шокола..ный

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s