4 класс

Весенний дневник. А.С. Барков

Вовка сидел за столом и готовил уроки. Вдруг в окно кто-то стукнул. Поднял глаза от тетради и увидел взъерошенного бесхвостого воробья.

Воробей махал крыльями, отчаянно чирикал…
Мальчик улыбнулся. Во дворе светло, весело! Ни вчера, ни позавчера он ничего такого не замечал. А сегодня… И этот бесхвостый воробей, и серый ноздреватый снег на подоконнике, и синие тени берез у ворот — все, казалось, говорило: близится что-то радостное, праздничное, голубое.

И внезапно ему  захотелось сочинить стихи. Первые две строки он придумал сразу:

Вот и верба у колодца

Распушилась и смеется…

А дальше, хоть убей, ничего не получалось. И тут Вовка махнул рукой на поэзию и решил написать рассказ. Рассказ о весне. Он взглянул на книжную полку. Где рядком стояли его любимые писатели Гайдар, Житков, Пушкин, Андерсен. «Закачу-ка я повесть! А что, а? Слабо, скажете? Да я каждый день писать буду. Вот и посмотрим, что получится.

Только с чего начать? Пока Вова размышлял, в комнату вошла мать. Она наклонилась над тетрадью и прочла: «Весенний дневник». Больше ничего не было…

— Мам, когда весна придет?

— Со дня на день. А ты наблюдай!

— Как?

— Выбери что-нибудь одно: деревья, или птиц, или наш двор…

— Я — двор! — крикнул Вова. — Мы там вчера снежную бабу слепили.

— Вот и хорошо. Наблюдай и в дневник записывай, что во дворе произойдет. Хотя бы через день. Весна придет, а ты — первый свидетель.

На другой день Вова сделал первую запись.

6 марта

Сколько раз глядел за окно… ничего особенного. А снежная баба на дворе как стояла, так и стоит. Только у ней метла выпала. Пойти поднять, что ли?

8 марта

Сегодня женский праздник. Никто не учится, не работает. Все улыбаются, веселые.

Мы с папой в магазин ходили. Тем одни мужчины в очереди стоят и за маслом, и за картошкой, и за конфетами. Потом мы обед готовили. Я картошку чистил, а папа котлеты жарил. Потом мы купили маме в подарок духи «Белая сирень» и букет мимозы. А про снежную бабу я совсем позабыл. Когда пошел гулять, то заметил, что за день у бабы отскочил нос-морковка. Жалко! Я сбегал домой и принес ей веточку маминой мимозы. Пусть тоже празднует.

10 марта

Целый день падал снег, большой, пушистый, мокрый. А потом солнце выглянуло. Подул ветерок, началась солнечная метель.

Одна горластая ворона уселась на пожарную лестницу и раскричалась: «Карр-каррр…» Потом к ней еще три прилетели. И вся лестница закаркала.

14 марта

Митька сегодня раньше всех в доме проснулся и жмурится:

Когда я выбежал во двор, то увидел, что у снежной бабы голова стала меньше. Шляпа, дырявое ведро, нахлобучилась на самый подбородок. Смех да и только. Я снял его и бросил к забору. Тепло, и так не замерзнет!

16 марта

Наша баба похудела и начала плакать.

17 марта

Баба стала грязная, черная, как Баба-Яга. Вовка Сапожков примерил ей соломенную шляпу с пером. П

19 марта

Воскресенье. Солнце. На крыше длиннющие сосульки. Ребята сшибают их шапками и сосут, как эскимо. Во дворе шумно: девчонки в классики играют. Мы с Димкой Прониным велосипед обновили. А снежная баба все плачет.

21 марта

Снег во дворе сделался черный-черный, а от снежной бабы осталась только большая лужа.

Я спкорей оделся — и во двор… А там уже весь снег растаял. Вдруг на крыльцо рядом со мной красная бабочка села. Только я собрался ладошкой ее накрыть, как подул ветер. Бабочка вспорхнула и улетела…
На этом дневник кончается. А почему, вы, наверно, догадались: настала весна!

Кабинет сказкотерапии

27-28.02.2020

Домашняя работа. Составить план текста «Шоколадный торт»: выделить 5-7 предложений, которые передают основную мысль текста, записать их в тетрадках. Подготовить пересказ текста, пользуясь своим планом.

25.02.2020

«Шоколадный торт». А. Ф. Савчук

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

-Спасибо, говорю я Кольке. — Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

-Спасибо, — говорю я, — книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

-Вот кстати, -говорю я. -Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел — восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю-что то они, гости мои, какие то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!

Работа с текстом: Как бы вы кратко ответили на недоумённый вопрос именинника: «И чем я им не угодил?» — когда печальные гости, поковыряв торт ложечкой, отказались веселиться и один за другим ушли?

Постарайтесь найти и выписать из текста по 5 существительных ( кто? что?) , глаголов (что делать? что делает? и .д.) и прилагательных (какой? какая? какое? какие?). Определите род этих слов.

19.02.2020

1. Повторяем слово-предмет (имя существительное).

  1. На какой вопрос отвечает имя существительное?
  2. Как меняется по числам имя существительное (единственное и множественное число)?
  3. Как меняется по родам имя существительное (мужской, женский и средний род)?

2. Записать слова в единственном числе, определить род:

рассказы, арбузы, столы, острова, берега, морозы, сапоги, деревья, окна, лампы, яблоки, коробки, очки, шоколадки

3. Записать слова во множественном числе:

зуб, медведь, сад, мороз, ель, лиса, карандаш, мышь, сын, дочь, внучка, ухо, волос, снег, город, дуб

4. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

ловить ры…ку, кормить голу…ку, напоить лоша…ку, отгадывать зага…ки, собирать гри…ки и яго…ки, погру…ка багажа на борт, ценная нахо…ка, ни…кий потолок

5. Стихотворение «Ракушки» выучить наизусть.

13.02.2020

1. Прочитать стихотворение «Ракушки».

2. Выписать все слова-признаки (прилагательные). Составить словосочетания или предложения с этими прилагательными.

Марина Бородицкая. РАКУШКИ
Мы с братом весь день собираем ракушки.
«Гляди, что нашёл я!» — кричим мы друг дружке.
Не спим, не един, не играем,
Ракушки весь день собираем.

Ракушки как ложки, ракушки как плошки,
Ракушки-ладошки, ракушки-лепёшки,
И тонкие, как лепестки,
И толстые, как черепки.

Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,
И те, что на радугу цветом похожи,
И розовые, как утро,
С изнанкой из перламутра.

Ракушки простые, ракушки витые,
Солёной водой до краёв налитые,
И гладкие, и ребристые,
Прозрачные, серебристые…

Закроешь глаза, прислонишься к подушке,
И сразу — ракушки, ракушки, ракушки…
Не выбросим ни одной,
Все-все привезём домой!

11.02.2020

1. Вставить пропущенные буквы.

Это была м…я первая поездка на пар…ходе. Обычно, в такой солнц…пёк, я стараюсь сидеть в т…ни, читая книги, но в этот раз мне очень х…телось побродить по палубе, полюбоваться сиянием моря. Подняв голову и устремив свой взгляд в небо, я увидела сам…лёт. «Было бы здорово прогуляться здесь ночью» — подумала я. В этот момент, мне стало как-то грус…но, ведь я вспомнила, что всегда мечтала увидеть звезд…пад вживую, своими глазами.

2. Придумать небольшой текст со сложными словами.

05.02.2020

Слова, имеющие два (и более) корня, называются сложными.

самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-. Сам – первая часть сложных слов.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-. Сам – первая часть сложных слов.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-. Сам – первая часть сложных слов.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-. Сам – первая часть сложных слов.

Соединительные гласные

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Рекомендованное домашнее задание

1. Определите: 1) корни сложных слов, 2) какую букву надо писать на месте пропуска.

Мног…летний, пут…водитель, мяс…рубка, снег…пад, вод…плавающие, пыл…сос, нос…рог, желт…грудый, земл…рой, бел…ножка,  сорок…ножка, пар…ход, длинн…ухий.

2. Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

Поток воды, который падает с большой высоты. Человек, идущий пешком. Дом, который имеет один единственный этаж. Девочка с синими глазами. Автомобиль, который разводить молоко.

3. Объясните слова, которые характеризуют человека. О каком человеке можно так сказать?

(Пример: Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, )

сладкоежка, пустослов, трудолюбивый, слабовольный, милосердный, добродушный, благородный, остроумный, темноволосый

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s