Программа по русскому языку /5-6 кл./

Программа по русскому языку составлена в соответствии со Стандартами по русскому языку общеобразовательной школы РА, на основе Закона об образовании РА и осуществляемой в учебном комплексе” Мхитар Себастаци” государственной альтернативной (авторской) программой ” Школа Созидателя: индивидуальный образовательный заказ, медиаобразование”2012 -2016 гг.

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ, овладевших русским языком на элементарном уровне.
Цели программы


• развить умения использовать русский язык в различных сферах деятельности
• привить навыки правильного речевого поведения на русском языке;
• развить практические навыки использования русского языка в качестве инструмента получения новых знаний по учебным дисциплинам.
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• дать социо-культурные знания.
Задачи программы:
Обучение русскому языку имеет практическую направленность: обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и учебной деятельности.
Основная задача обучения– развить умения решать коммуникативные задачи для социальной адаптации, достичь навыка владения механизмами аудирования, чтения, письма и говорения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-6 класса.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
На данном этапе обучения продолжается совершенствование сформированных ранее навыков и умений понимания речи на слух: распоряжений и кратких сообщений учителя и высказываний собеседников.
— понимать основное содержание небольшого по объему текста, воспринимаемого на слух;
— выделять основную мысль текста.
Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов.
Чтение:
— владеть техникой чтения;
— выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
— отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
— прогнозировать содержание текста по заголовку;
— извлекать информацию из словарей разных видов, а также энциклопедий и справочников в учебной деятельности.
Отбор текстов для чтения производится по следующим критериям:
— близость интересам учащихся;
— познавательная ценность;
— коммуникативный потенциал текста;
— соответствие языковому опыту детей.
Говорение:
Обучению говорению в 5-6-х классах опирается на навыки говорения, сформированные ранее: умение решать элементарные коммуникативные задачи в игровой, учебно-трудовой и бытовой сферах общения – в диалогической, монологической в пределах отобранной тематики.
К концу обучения в 6-м классе предполагается, что учащиеся смогут:
— отвечать на вопросы учителя;
— излагать прочитанный текст;
— создавать устные высказывания, развивая основную мысль;
— порождать элементарные связные высказывания о себе и ближайшем окружении, своей стране и стране изучаемого языка в изученных пределах , выражая при этом своё отношение в предмету речи;
-осуществлять диалогическое общение со своими сверстниками и взрослыми в более широком кругу тем и ситуаций.
В процессе обучения говорению учащиеся 5-6 классов смогут научиться решать следующиекоммуникативные задачи:
-поприветствовать (попрощаться), поздравить собеседника, используя речевые средства, соответствующие целям и ситуации общения;
— представиться самому и представить кого-либо, назвав имя, возраст, место и дату рождения, основное занятие;
— попросить о помощи или предложить свою помощь;
— запросить необходимую информацию о ком-либо или о чём-либо, используя разные типы вопросов;
— взять интервью у знакомого (незнакомого);
— описать человека, животное, школу, памятник архитектуры, явление природы;
— делать комплименты и реагировать на комплименты;
— рассказать о ком-то (великом или известном человек своей страны или страны изучаемого языка) или о чём-то (о своих любимых занятиях, о событии, происшедшем в жизни своей семьи, школы, страны);
— обменяться мнениями об услышанном, прочитанном или увиденном, аргументируя свою точку зрения;
— дать характеристику прочитанного / прослушанного текста;
— выразить своё согласие / несогласие по определённому вопросу, объяснить причины своего согласия (несогласия);
— принять участие в коллективном обсуждении важного вопроса;
Высказывание может быть в форме описания, сообщения, рассказа,небольшой статьи или небольшого радиорепортажа на школьном сайте.
Письмо:
— создавать письменное высказывание разных типов речи;
— писать небольшие по объему тексты (статьи для школьного сайта, сочинения-миниатюры разных стилей);
— пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
— выражать свое отношение к предмету речи;
Развитие творческих способностей учащихся.
В программе заложены основы творческого подхода к русскому языку как к средству коммуникации. В процессе преподавания креативность проявляется в форме сотрудничества учителя и учеников. Учащиеся осваивают и моделируют различные виды речевых жанров и коммуникации, участвуют в развивающих языковых играх. Программа нацеливает ученика на самостоятельную творческую работу, выполнение оригинальных исследовательских заданий,проектов, презентаций,фильмов.
При решении конкретных коммуникативных задач используются разные формы работы(индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения, что способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, подлинно коммуникативной обстановки, взаимной поддержки . Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл. Учебный материал вводится в виде диалогов, отражающих ситуации повседневной жизни. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке выступает проектная методика.
В 5-6-х классах чтение начинает становиться источником информации и одновременно является способом обогащения языковых средств учащихся. Письменная речь также становится подлинно коммуникативным умением: дети пишут небольшие статьи на русском языке для школьного сайта. Письмо используется и как средство обучения при написании собственных высказываний.
Учебная среда
Учебный кабинет как учебная среда.
Светлая,просторная,удобная учебная среда,оснащенная необходимым инвентарем: удобными столами,стульями, шкафами,компьютерами со всеми необходимыми для работы программами и круглосуточным беспроводным интернетом, внутренней сетью, программой SMARTClassroom,исключающей возможность использования не учебных сайтов, интерактивной доской, проекторами,электронными ручками; в шкафах- самые различные словари,справочная и художественная литература.
Интернет как учебная среда.
Школьный сайт mskh.am, ресурсы электронной библиотеки mskh, электронные периодические издания “Дпир”, “Лусастх”, персональные блоги учителей, учеников,представителей интеллигенции, писателей,различные поисковые системы, youtube,ресурсы мировых электронных библиотек, учебное TV.Mskh.
Театральные залы,кинозалы,Мраморный зал, интернет-сайты как учебная среда.
Театральные залы,кинозалы,Мраморный зал, самые различные интернет-сайты,где ученик имеет возможность посмотреть и обсудить художественные фильмы и театральные представления, основанные на художественных произведениях также являются как учебной средой. В театральных залах могут быть представлены литературные конкурсы и вечера, в кинозалах- просмотреть и обсудить созданные ими учебные литературные фильмы. Из сетевых ресурсов можно выбрать созданные на основе разных литературных произведениях фильмы и литературные постановки. Мраморный зал становится ареной коллективного чтения, медиа представлений и спектаклей,имеющих воспитательное значение,прививающих вкус учащимся.
Учебная среда без стен.
Очаги культуры, историко-архитектурные памятники, ботанические и зоологические сады и парки- все что влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Необходимые инструменты образования.
Для осуществления учебной программы учащийся должен иметь необходимые цифровые средства обучения: ноутбук или нетбук, флэш, фотоаппарат, диктофон, мобильный телефон с функциями диктофона и фотоаппарата; должен иметь необходимые навыки работы с электронной доской, навыки поиска и извлечения необходимой информации, умение выделять главное от второстепенного, совершенствовать свои умения в области информатики, работы с компьютерными программами и цифровой техники, постоянно заниматься самообразованием. На уроках широко используются мультимедийные образовательные программы,электронные пособия, учебные материалы,созданные для электронной доски, а также образовательные интернет-ресурсы, т. е. процесс обучения русскому языку организуется в медиа условиях. Конечным продуктом учебной деятельности могут быть статьи для школьного сайта или школьных электронных изданий, радиовести, аудиозаписи, небольшие фильмы или ролики, презентации, проекты.
Особенности содержания курса.
Содержание обучения русского языка в 5-6 классах строится исходя из того, что основной целью изучения русского языка как иностранного является его усвоение как орудия общения и выражения мысли, т. е. программа имеет практическую направленность.
Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с проектным обучением в соответствии с учебным календарем учебного комплекса “Мхитар Себастаци”. Новые лексические единицы даются в определённом контексте, который помогает составить представление, где, когда может быть использовано данное слово, в каких словосочетаниях и для решения каких коммуникативных задач. Содержание речи диктует выбор средств ее выражения. Материал предъявляется в виде речевых образцов для разных ситуаций общения, которые и определяют последовательность освоения материала.Уроки организуются на основе лексических тем.Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение ведется на базе речевых моделей, что даёт возможность самым активным образом формировать у учащихся навыки продуцирования и восприятия речи.
В 5-6 классах достигается формирование речевых умений на основе приобретенных навыков и уровень свободного /неподготовленного/ говорения по теме урока. С этой целью учащимся предлагаются разнообразные творческие задания, обеспечивающие включение в речевую деятельность в зависимости от ситуации.
Учебный текст представляет собой адаптированный текст, который по возможности приближен к естественной речи.По тематике эти тексты должны носить познавательный характер: это рассказы о животных, городах, праздниках, природе, о событиях школьной или семейной жизни, сказки.
Грамматический минимум.
Особенностью предъявления грамматического материала в 5-6-х классах является практическая направленность: учащиеся наблюдают за употреблением грамматического явления в речи.Отбор языкового материала должен соответствовать целям обучения на данном конкретном этапе учебного процесса. Подлежащий усвоению материал описан в образовательных стандартах.
Диалогическая и монологическая речь. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Слово и словосочетание. Предложение. Текст. Виды предложений по цели высказывания. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения. Восклицательные предложения. Связь предложений в тексте. Обращение. Прямая речь. Выражение просьбы.Выражение приветствия. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.
Проектная деятельность-основной вид учебной деятельности в 5-6 классах. В этих классах предлагаются следующие проекты, основанные на проведении в учебном комплексе “ Мхитар Себастаци” традиционных дней:
Темы для обучения в 5- ом классе:
• Рассказ о себе. Биография.
• Детство.
• Учеба.
• Дом.Квартира. Комната. Обстановка
• Семья. Члены семьи. Профессии
• Мой друг, мои друзья, одноклассники.
• Школа, учебные предметы.
• Рабочий день. Распорядок дня.
• Свободное время, отдых, интересы.
• Дружба, уважение, вежливость. Помощь и забота.
• Праздники и знаменательные даты.
• Здоровье и забота о нем. Здоровый образ жизни.
• Спорт.
• Сказки, пословицы, поговорки, загадки.
• Традиции и обычаи
• Мы и окружающий нас мир.
• Армения, краеведение.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, классная, домашняя, дистанционная.
Виды учебной деятельности.
Основное внимание уделяется групповой учебной деятельности, в ходе которой используются темы и ситуации общения, типичные для разговорной речи,проектному методу. В качестве приемов обучения используются ролевые игры, инсценировки, имитации. Видами учебной деятельности являются самостоятельное чтение, поисковое чтение, поиск дополнительного материала из разных источников информации (интернет, разнообразная справочная литература), работа со словарями, энциклопедиями, просмотр мультфильмов, сочинение сказки, обсуждения, участие в медиа олимпиадах и традиционных днях.
Темы для обучения в 6- ом классе:
• Интересы, вкусы, увлечения, предпочтения в занятиях, чтении, видах отдыха, одежде и др.
• Дом, квартира, комната, обстановка.
• Семья. Члены семьи. Профессии, будущая профессия.
• Рассказ о себе. Биография.
• Учеба.
• Мой друг, мои друзья, одноклассники.
• Школа, учебные предметы, школьная жизнь.
• Рабочий день. Распорядок дня.
• Свободное время, отдых, интересы.
• Дружба, уважение, вежливость. Помощь и забота.
• Праздники и знаменательные даты.
• Здоровье и забота о нем. Здоровый образ жизни.
• Спорт.
• Устное народное творчество (сказки, пословицы, поговорки, загадки).
• Традиции и обычаи.
• Искусство, музыка, живопись, театр, кино, музеи, выставки.
• Армения. Россия. Краеведение
• Страницы истории русского и армянского народов.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, классная, внеклассная, домашняя, дистанционная, участие в реализации проектов, презентации, мероприятиях.
Виды учебной деятельности:самостоятельная работа (чтение, поисковая работа, сбор необходимого материала), создание статей и радиовестей для школьного сайта,участие в ученических проектах, обсуждения, учебные экскурсии, участие в медиа олимпиадах и традиционных днях.

Рекомендуемая учебная литература в 5-6 классах:
Аксаков С. «Аленький цветочек»
Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
Заходер Б. «Серая звёздочка»
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
Маршак С. «Двенадцать месяцев»
Паустовский К. «Растрёпанный воробей»
Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»
Волкова. «Волшебник Изумрудного города»
Рассказы:
Куприн А. «Слон»
Толстой Л. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка»
Драгунский В.Рассказы
Сказки народов мира
Мифы и легенды Древней Греции
Зарубежные писатели:
Андерсен Г.Х. «Снежная королева», «Огниво», «Голый король», «Принцесса на
горошине»
Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик» и другие сказки
Биссет Д. Сказки.
Киплинг Р. Сказки.
Линдгрен А. “Малыш и Карлсон”.
Брэдбери Р. “Все лето в один день”.
Янсон Т. Сказки про Муми Тролля.
Ю. Мориц. Стихи
Сапгир Г. Стихи.
Энциклопедии “ Я познаю мир”, “Все обо всем”
“Книга Знаний в вопросах и ответах”

Используемые в начальной школе сайты:
http://www.kinder.ru
child-cat.ru
detgazeta.ru
skazochki.narod.ru
teremoc.ru
myltik.ru
solnet.ee
teenkids.ru —
nachalka.com —
babybooks.narod.ru
ladushki.ru
kindergarden.ykt.ru
smeshariki.ru
baby.com.ua —
lukoshko.net
1001skazka.com

http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/22/

http://potomy.ru/begin/74.html

http://ssp.ioso.ru/hoky/video.html

http://www.litera.ru

http://www.toys-house.ru/skazki.php?id=2335

http://www.toys-house.ru/skazki.php?id=236

http://www.toys-house.ru/skazki.php?id=276

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/index.php

http://speak-russian.cie.ru/time_new/rus/grammar/

http://www.tvzavr.ru/online-kino/3351

http://100-000-pochemu.info/id/46

Оценивание учебной деятельности проводится по 10-ти балльной системе на основании участия на уроке, исследовательской и творческой работы, работы в проектах, работ по написанию статей для школьного сайта, медиа олимпиадах, школьных мероприятиях.
По окончании курса 5-6 классов учащиеся должны уметь:
• читать и адекватно понимать тексты на русском языке по различным школьным предметам;
• уметь выразить свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики;
• выделять основную тему; обсуждать, давать оценку поступку, действию или явлению;
• уметь делать сообщения и мини-доклады;
• рассказывать о себе, друзьях, семье.
• владеть техникой устной и письменной презентации темы;
• уметь решать информационные проблемы: находить, систематизировать и передавать информацию;
• уметь воспринимать на слух речь носителей языка.
• Слушать и воспроизводить небольшие тексты /видео и аудио материалы/.
• Вести диалоги на повседневные темы.
• Участвовать в ситуативных и ролевых играх.
• Делать переводы, используя словари и ресурсы интернета.
• Создавать электронные учебные материалы.
К концу 6 класса учащиеся могут решать коммуникативные задачи в социокультурной сфере общения, вступать в контакт, выражать свое отношение к чему-либо или кому-либо, строить устное монологическое высказывание в рамках тематики, извлекать общий смысл текстов, находить нужную информацию и обобщать прочитанное, письменно излагать свои мысли.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s