5 класс

Пушкин Александр C.

Зимняя дорога

Сквозь в(о/а)…лнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные п(о/а)…ляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая б(и/е)…ежит,
К(о/а)…локольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится р(о/а)…дное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То с(и/е)…рдечная тоска…

Ни (о/а)…гня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты п(о/а)…лосаты
Попадаются одне.

***

Вставьте пропущенные гласные. Подберите и запишите проверочные слова.

Подберите антонимы к данным словам:

печаль, свет, скука, долгий, встреча, наливать, беспокойный, открылась, вошёл, подошёл, спросила, ничего, горячая, первая, тихо.

Вставьте вместо точек прилагательные.

Какой? … мячик … велосипед … лепесток

Какая? … кукла … машина … прыгалка

Какие? … шарики … игрушки … самолёты

Первые школы в мировой цивилизации

Появление первых школ было обусловлено потребностью государства в грамотных людях. Впервые упоминания об учебных заведениях появились в таких странах как: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, а также Месопотамия. До возникновения первых школ известно, что обучение происходило либо в домашних условиях, либо совсем отсутствовало.

Обществу необходимо было наличие образованных, квалифицированных, знающих людей, которые в будущем могли вывести ту или иную страну на более высокий уровень развития. Изначально не все дети могли посещать учебные заведения. Сначала лишь дети высокопоставленных чинов могли себе это позволить, но около ста лет назад была принят документ, зафиксированный Европейской конвенцией по правам человека, в котором говорилось, что все дети имеют право на получение образования.

В данный период времени известно, что основополагателем создания школы в современном виде был Ян Амось Коменский – он по праву заслужил звание создателя школы. Именно этот известный педагог и писатель ввел классно-урочную систему и довел школы до вида, который мы с вами сейчас имеем.

Древнейшие в истории человеческой цивилизации школы появились за 7 тыс. лет до н. н.э. на территории современной Мексики. В то время там проживали племена инков и майя.  Несколько позже первые школы появляются в странах Востока: Ассирии, Вавилоне, Египте, Индии, Китая, Шумерии.

Примерно в IV тысячелетии до н. е. образуется рабовладельческое государство Египет во главе с фараоном. В ней начинают свою работу два типа школ: школы жрецов (их называли школами каллиграфического письма) и школы писцов (школы иератическое письма). В первых изучали чтение, письмо, счет, арифметику, астрономию, астрологию, древнеегипетский религиозный культ. Школы эти открывались при храмах и назывались ратессеит. Срок обучения достигал 10 лет, поскольку длительного времени требовало овладения колдовством, магией, народной медициной. В других школах готовили будущих государственных чиновников Египта, поэтому обучение здесь было более светским.

Школьная традиция в древнем Египте  формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться в  древнем Египте могли не все, а только благородные  юноши. Это прежде всего дети фараона,  жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы  ещё не появилось.Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, именно на нём они делали записи и пометки. При поступлении в школу  и её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время.  Очень важным атрибутом обучения в Египте являлось посвящение  в  религиозные мистерии школьников. Вероятно в первую очередь в школе обучали только им, особенно на раннем этапе. Об этом многие учёные утверждают в связи с тем, что все школы в древнем Египте находились при храмах.

Школы в Шумерии (рабовладельческое государство на территории между реками Тигр и Евфрат) появились в середине III тысячелетия до н. е. Они готовили писарей (система письма насчитывала до 600 знаков). Шумеры писали на мокрых глиняных табличках, поэтому учеников называли «сынами дома глиняных табличек», а учителя «отцом» этого дома. В этих школах, кроме письма, изучали математику, географию, ботанику, зоологию, грамматику, литературу. Обучение было длительным и платным, поэтому учились только дети элиты. В процессе обучения в школе письму использовались в Шумере  глиняные таблички,  писали на которых ученики заостренной палочкой. По данным археологов,  школы были небольшими, обучалось письму в них около  20–30 учеников с одним учителем.  Учитель в таких школах создавал нужные таблички с текстом, дети их переписывали и учили наизусть, так происходило обучение письму. В крупных «эдуббах» (больших школах) было несколько учителей, дети в таких школах обучались также счёту и рисованию.Школьной формы в Шумере не было, но дети одевались  как будущие писцы. Школьники всегда носили с собой несколько табличек и палочку, по этим атрибутам их всегда можно было отличить. К I тысячелетию до н. э. в Шумере складывается некий идеал образования, он включает в себя владение письмом на хорошем уровне, умение  составления документов, музыка и пение,  знание обрядов магии, основных сведений из биологии и географии, математические вычисления.

В Китае письменность возникла во II тыс. до н. н.э. Они назывались Сян, Сюй, Сюс. Недаром на отечественных просторах бытует термин «китайская грамота». Оказывается, что 10 лет ученики тратили на то, чтобы только научиться читать и писать, поскольку для этого нужно было заучить 3-4 тысячи знаков. Кроме этого, в школах изучали этикет, счет, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, искусство «Лю-и». Всего учились в школах 15 лет.

Собственную частную школу около 551-479 г. до н. е. открыл в Китае известный философ Конфуций. Свою философскую мудрость он передал более 3 тысячам своих учеников.

Первые школы появились в античные времена в Древней Греции. Обучение, которое происходило в эти времена, имело мало сходств с нынешним методом. Изначально к учителю-философу приходил лишь один ученик, с которым велось обучение. И лишь позже детей стало больше и поэтому занятия начали проходить на площадке открытого типа. Это обучение проходило в форме дискуссий, и лишь изредка слушателям давались лекции. Такую форму обучения предложил Платон, назвав ее академией. Период посещения такой школы был приблизительно 3-4 года. Похожее учебное заведение предложил и другой греческий философ Аристотель. Форма обучения была схожа, лишь название он дал иное — лицей

Первая известная школа  была создана  в древней Греции известным на весь мир  философом и ученым Пифагором. Она и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор в юношеские годы много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции

Пушкин А.С. «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Пушкин А.С. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угроз

Октябрь 15-19

Урок 1

Лев Н. ТолстойАкула (рассказ)Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

— Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

1. Что делать? Что сделать?
Задайте правильный вопрос и вставьте «ь», где он требуется.
Саша ошибает….ся
надо познакомит.…ся
хочется вытянут….ся
валят….ся на травке
мыт….ся под душем
копат…ся в огороде
посмеят…ся над собой
надеют….ся на лучшее
надо хорошо учит….ся
громко смеят….ся
ребята смеют….ся.
2. Вставьте нужные предлоги.
Однажды мама послала Женю … магазин.
Идет она … сторонам смотрит.
Женя рассказала, что … ней соскучилась.
Цветочек был похож … ромашку.
Женя поблагодарила старушку и вышла … сада.
Хочу, чтобы я была дома … баранками.
В это время … окном пролетали вороны.
Удивилась мама и послала Женю … двор играть.
Мама прибежала … кухни.
Она подошла … мальчику и спросила.
Мальчик вскочил … скамейки и начал играть с Женей.
Урок 2

… Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

1. Запомните:
Одна баранка — две баранки
один цыеток — два цветка
оно окно — два окна
один корабль —
один берег —
один выстрел —
один мальчик —
одна сестра —
одна булка —
одно лицо —
одна минута —
одна акула —
одна кофета —
одно письмо —
одно место —
одна лодка —
2. Вставьте вместо точек нужное слово два или две:
На нашей улице есть … магазина и … аптеки.
Лена купила … ручки, … тетради и … карандаша.
На столе … книги, … альбома и … пенала.
Мама положила в вазу … груши, … апельсина, … банана и … граната.
У Миши … брата и … сестры.
3. Вставьте вместо точек нужное слово один, одно или одна:
В саду у старушки рос … цветок.
Женя оторвала … лепесток.
У Жени было … желание.
На столе лежали два карандаша и … книга.
В комнате было … окно.

Если бы я…
Баград Садоян: Если бы я был миллионером, я бы построил космический корабль и полетел бы в космос. Я очень хочу увидеть нашу Галактику, побывать на Луне. Хочу увидеть Землю с Луны. Побывать на летающем корабле. Хочу побывать на разных планетах. Но больше всего мне нравится планета Сатурн. Хочу увидеть, как метеориты вращаются вокруг Сатурна.
Надеюсь, что моя мечта когда-нибудь сбудется.

Ашот Овеян: … был футболистом, я бы купил большой  дом, много машин и поставил бы их в гараже. Я бы хотел играть команде Ювентус. Я бы хотел быть таким футболистом,  чтобы меня все очень любили и у меня  был бы много поклонников, у меня бы брали автограф и со мной бы все фотографировались.

Сате Хечоян: … была спортсменкой, я бы занималась триатлоном. А это потому, что я очень люблю бег, плавание и водить велосипед. Я всегда бы тренировалась и была бы самой лучшей, если бы моя мечта сбылась.

Маргарита Давтян: … была невидимой, то мне было бы скучно и, тогда я стала бы проказничать и все испугались бы, подумав, что за ними следит призрак. Но, однако, это плохо и для меня, и для остальных. Потом я подумала, почему бы это не использовать для помощи людям, вот, например, помочь старым людям с вещами и так далее, но так, чтоб они не испугались.

Лаура Сарнсян: … была президентом, я бы посадила много деревьев и создала бы много парков. Я бы всегда спрашивала у людей их мнение и проблемы, потом принимала бы свои решения, чтобы продвигать страну вперед. Я бы улучшила систему здравоохранения и экономику, чтобы люди были здоровыми и имели хорошую работу. В моей стране люди жили бы счастливыми, дружными и мирными.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s